Прекрасная душа (die schöne Seele) — момент знания, гегелевский Gestalt (формообразование и пр. в переводе Г.Г. Шпета), один из этапов развития Абсолютного Духа, характеризующийся пассивностью и неприятием действительности в результате чрезмерного стремления к возвышенному идеалу. Описан в тексте «Большой Феноменологии» («Phänomenologie des Geistes», 1807 г.), в части «VI. Der Geist / (BB.) Der Geist», почти в самом конце текста. Это важно, поскольку прекрасная душа исторически сформировалась в результате Великой французской революции и эпохи Просвещения, глава о которых предшествует разделу о прекраснодушии.
Среди исследователей считается, что прекраснодушие — это прежде всего имплицитная ссылка на немецких романтиков, то есть на раннего Гете, Шлегеля, Якоби и Новалиса. Также важную роль в формировании гештальта сыграла немецкая классическая философия в лице Канта и Фихте. Кант стал основоположником индивидуальной этики (см. формулировки категорического императива), что также является характеристикой прекрасной души (недостижимый идеал, к которому можно бесконечно стремиться). Само словосочетание было популяризовано Фридрихом Шиллером («Über Anmut und Würde», 1793 г). В «Лекциях по эстетике» («Vorlesungen über die Ästhetik», 1840-1852 гг.) Гегель критикует «Сид» Пьера Корнеля, в котором главный герой демонстрирует великолепную риторику и произносит трогательные монологи, но ведет себя нерешительно и двойственно, что также является неявной экспликацией гештальта.
Описание die schöne Seele из «Феноменологии духа» (цитируется в переводе Г.Г. Шпета):
«Ему [несчастному сознанию] не достает силы отрешения, силы сделаться вещью и выдержать бытие. Оно живет в страхе, боясь запятнать великолепие своего ‘внутреннего’ поступками и наличным бытием; и дабы сохранить чистоту своего сердца, оно избегает соприкосновения с действительностью и упорствует в своенравном бессилии отречься от самости, доведенной до крайней абстракции, и сообщить себе субстанциальность или превратить свое мышление в бытие и довериться абсолютному различию. Пустопорожний предмет, который оно себе создает, оно поэтому наполняет теперь сознанием пустоты; его действование есть томление, которое, само превращаясь в лишенный сущности предмет, только теряет себя и, превозмогая эту потерю и попадая обратно к себе, обретает себя лишь как потерянное; в этой прозрачной чистоте своих моментов оно — несчастная, так называемая прекрасная душа, истлевающая внутри себя и исчезающая как аморфное испарение, которое расплывается в воздухе».
Интерпретация Александра Кожева по лекциям 1936-1937 гг. «Введение в чтение Гегеля» («Introduction à la lecture de Hegel»). Прекрасная душа занимает место антитезиса в связке das Gewissen (совесть, Якоби) — die schöne Seele (прекрасная душа, Новалис и Шеллинг) — das Böse und seine Verzeihung (зло и его прощение, Гегель). Чем является прекрасная душа? Состоянием интеллектуала после революции, одной из стадий развития Романтика. Если на первой стадии, стадии совести, Романтик лишь отвергает средства достижения Свободы (кровопролитная Борьба и Труд всех), становясь политическим и экономическим либералом, то на стадии прекраснодушия он навязывает свои убеждения другим. Он не просто бездействует, он предъявляет тотальное требование бездействия, воплощая собой «последнюю форму бегства Человека от Мира: бегство в себя (“башня из слоновой кости”)». Такое бегство является попыткой самоотождествления с божественным, но прекрасная душа творит Мир лишь для того, чтобы в нём явиться, то есть получить признание. Die schöne Seele воплощает собой требование признания в гениальности вследствие предельной самозамкнутости, направленности на себя, которая, «исчерпывает сама себя, ничтожась в своем собственном ничто».
И ещё одно определение, вытекающее из предыдущих: «Прекрасная душа = христианское несчастное Сознание, утратившее своего Бога». Утратив Бога, прекраснодушный пытается занять его место, но не может этого сделать, а потому кончает безумием или самоубийством, «прекрасной смертью». Интерпретация Кожева хороша по двум основаниям: во-первых, она показывает связь между прекрасной душой и несчастным сознанием, которое мы видели также в приведенных фрагментах из Гегеля о die schöne Seele (сам Гегель называет в них прекрасную душу несчастной); во-вторых, она показывает, что жизнь прекраснодушного включает в себя деятельность и события в некоем привычном понимании. Прекраснодушный играет себе свою музыку и потешается над тем, что, на его взгляд, воплощает собой всю полноту действительного; что, определенно, ошибочно, потому что в самообмане полноты действительности (или, по Кожеву, божественного) он так и не достигает.
Интерпретация Жана Ипполита по «Логика и существование: очерк логики Гегеля» («Logique et existence : essai sur la logique de Hegel», 1953 г.). Прекраснодушие кратко рассматривается в первой главе. Обращение к гештальту die schöne Seele необходимо, чтобы подвести к мысли о том, что для Гегеля язык — это наличное бытие духа. Молчаливое бытие сознания приводит его к разрушениям и разрывам, поэтому прекрасная душа «проваливается в непосредственность чистого бытия, или в ничто». Бытие-для-себя должно согласиться с опосредованием, согласиться с историей, чтобы не истлеть.
Ипполит начинает первую главу («Невыразимое») именно с того, что выясняет отношение Гегеля к Якоби и показывает, что прекраснодушные герои его романов (Альвиль и Вольдемар) «всегда мучили самих себя, не доверяя объективности». Что было причиной таких мучений? Ностальгическое страдание. Он пишет: «Ностальгическое страдание — это удел прекрасных душ, если, как замечали великие поэты Данте или Гёте, быть в аду — значит быть всегда замкнутым в самом себе, непрестанно размышлять о своих собственных деяниях». Отсюда: для Ипполита важно, что прекраснодушный постоянно находится в состоянии рефлексии. И это даёт нам немного преломленный образ die schöne Seele, которая не столько пытается возвыситься до божественного, сколько постоянно пребывает в состоянии переживания мучающего её прошлого. Это является важной зацепкой, поскольку Ипполит интересовался безумием как предельной формой отчуждения и посещал семинары Лакана, а потому мог видеть в фигуре прекраснодушного невротика навязчивости, то есть субъекта желания. Отсюда такая высокая степень рефлективности, связанная с постоянной необходимостью восстанавливать себя в качестве достойного желать.
P.S. Предположительно, «die schöne Seele» может быть использовано как ругательное слово.
Для дальнейшего изучения:
Историко-философские работы:
Geisenhanslüke A. Narben des Geistes: Zur Kritik der Erfahrung nach Hegel. Leiden: Brill, 2020.
Milne D. The Beautiful Soul: From Hegel to Beckett // Diacritics, Vol. 32. 2002. No. 1. P. 63+65-71+73-82.
Moland L.L. Hegel’s Aesthetics: The Art of Idealism. Oxford: Oxford University Press, 2019.
Stekeler P. Phänomenologie des Geistes. Ein dialogischer Kommentar, 2 Bde. Hamburg: Meiner, 2014.
Концептуальные работы:
Hegel G.W.F. Phänomenologie des Geistes: http://www.zeno.org/Philosophie/M/Hegel,+Georg+Wilhelm+Friedrich/Ph%C3%A4nomenologie+des+Geistes
Hyppolite J. Logique et existence. Paris: PUF, 1991.
Kojève, A. Introduction à la lecture de Hegel. Paris: Gallimard, 1947.
Konersmann R. DIE SCHÖNE SEELE: Zu einer Gedankenfigur des Antimodernismus // Archiv für Begriffsgeschichte, Vol. 36. 1993. P. 144-173.