Поддержать

Имматериализм

Loading

Имматериализм — самоназвание метафизики Джорджа Беркли, представленной в работах «Трактат о принципах человеческого знания» (1710) и «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713). Беркли использует этот термин для обозначения собственной позиции в «Трех разговорах». Имматериализм утверждает несуществование материальной субстанции, понятой как нечто невоспринимающее и невоспринимаемое, при этом существующее самостоятельно, то есть независимо от воспринимающего субъекта.

Для европейской философии XVII века было характерно представление о том, что материальная субстанция не воспринимается непосредственно: материальные объекты репрезентируются в уме идеями — ментальными образами. Локк полагал, что идеи первичных качеств (таких как форма, движение и покой и т.д.) похожи на сами материальные объекты. Именно через это сходство мы получаем доступ к физическим вещам самим по себе. Беркли выдвигает против этого тезис, согласно которому идея может быть похожа только на другую идею, поэтому мы не можем сравнивать идеи с вещами за пределами восприятия. Таким образом, у нас нет доступа к материальным вещам через восприятие, ни непосредственного, ни опосредованного. Также Беркли утверждает, что материальные объекты не могут быть причинами наших восприятий: с его точки зрения причина всегда должна быть чем-то активным, а материя по определению является пассивной. Причиной восприятий, по Беркли, является Бог. Также материя не требуется для того, чтобы обеспечивать тождество воспринимаемых предметов во времени. Во-первых, можно усомниться в факте этого тождества. Как последовательный феноменалист Беркли утверждает, что идея существует, только пока она воспринимается. Во-вторых, такое тождество может быть обеспечено Богом без посредства материи. Таким образом, понятие материи оказывается просто избыточным в онтологии. Все функции, которые на него возлагались, могут быть реализованы и без него.

Имматериализм имеет и положительную сторону. Во-первых, он утверждает спиритуализм: фундаментальными сущностями являются духовные, нематериальные сущности. Идеи также представляют собой отдельный род сущего, однако зависимого. Их esse есть percipi, существовать для них — это быть воспринимаемыми. Этот известный принцип Беркли иногда ошибочно распространяется и на духовные субстанции. По Беркли духи не воспринимаются. Существовать для них — это воспринимать. Принцип «esse есть percipi» касается обычных воспринимаемых вещей, поэтому можно сказать, что Беркли защищает теорию непосредственного восприятия: он утверждает, что в восприятии отсутствует прослойка в виде ментальной репрезентации между субъектом и объектом. То, что мы непосредственно воспринимаем, и есть сам объект. Беркли не считает, что идеи являются модусами  — состояниями — духовной субстанции. Такая точка зрения была ошибочно приписана ему в «Геттингенской рецензии» Х. Гарве и И.Г.Г. Федером, которая повлияла на восприятие Беркли Кантом. Кант критиковал Беркли, полагая, что воспринимаемый мир является для него определением внутреннего чувства, тогда как по Беркли воспринимаемые объекты полностью отличны от духа, хотя и зависят от него в своем существовании. Беркли не отрицает существование физического мира, но лишает его самостоятельности.

Во-вторых, имматериализм предполагает теизм. По Беркли Бог — бесконечный дух — не только существует и является творцом мира, придавшим ему законы, но и постоянно обеспечивает его функционирование. Бог внушает идеи восприятия конечным духам и обеспечивает их синхронизацию. Именно благодаря Богу мы можем воспринимать, условно, одни и те же вещи. Беркли утверждает, что мы сами на прагматических основаниях определяем критерии тождества вещей: когда нам это удобно, мы можем считать некоторое собрание идей в уме отдельного духа одной и той же вещью. Или мы можем считать идеи, существующие в умах разных субъектов, идеями одной вещи. Беркли часто приписывается также такой вопрос: если в лесу упадет дерево и рядом никого не будет, будет ли звук? Такого вопроса в работах Беркли нет.

В-третьих, из имматериализма следует антинатурализм. Беркли не считает, что наука описывает мир таким, каков он есть на самом деле. Беркли разрабатывает инструменталистский подход в философии науки, согласно которому научные теории — это лишь инструменты для предсказания опыта. Законы природы — это правила, по которым Бог внушает идеи ощущений конечным духам. Между идеями не может быть отношения причины и действия, только отношение знака к обозначаемому: Бог пожелал установить такое правило, согласно которому за одной идеей всегда следует другая. Таким образом, научные теории могут лишь более или менее успешно описывать правила такого природного языка, но не могут претендовать на описание реальности самой по себе. Данный аспект имматериализма стал особенно актуален в XX веке, когда инструменталистские теории получили широкое распространение в философии науки. Карл Поппер утверждал, что Беркли в деталях предвосхитил идеи Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Имматериализм Беркли оказал влияние на таких философов как Дэвид Юм и Иммануил Кант, однако прямых последователей у имматериализма почти не было. Одним из немногих примеров является американский философ Сэмюэль Джонсон, который лично общался с Беркли. Кроме того, имматериализм был независимо от Беркли открыт приблизительно в то же время английским философом Артуром Коллиером и американцем Джонатаном Эдвардсом. Однако именно берклианская версия имматериализма считается первой и наиболее проработанной.

Термин «имматериализм» используется также и в более широком смысле, а именно для обозначения тезиса о существовании нематериальных сущностей (наряду с материальными). Именно так его трактует Дидро в статье «Энциклопедии» под названием «Имматериализм или духовность». В таком же значении данный термин иногда используется и в наше время.

Для дальнейшего изучения:

Комментаторская литература по Беркли представлена, в основном, англоязычными источниками.

Свежая биография Беркли: Jones T. George Berkeley: A Philosophical Life. Princeton: Princeton University Press, 2021.

Недавние обзорные монографии по философии Беркли: Atherton M. Berkeley. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2019; Flage D.E. Berkeley. Cambridge: Polity Press, 2014.

Оксфордское руководство по философии Беркли: Rickless S.E., ed. The Oxford Handbook of Berkeley. New York: Oxford University Press, 2022.

Классические работы по философии Беркли старше 30 лет:

Berman D. George Berkeley: Idealism and the Man. Oxford: Clarendon Press, 1994.

Winkler K.P. Berkeley: an Interpretation. Oxford: Clarendon Press, 1989.

Поддержать
Ваш позитивный вклад в развитие проекта.
Подписаться на Бусти
Патреон